Перейти к содержанию

Интернет-аукционы и доски объявлений обошли интернет-шопы

интернет Рост курса доллара и общее падение экономики учит украинцев рачительности: самой популярной операцией на рынке потребительских товаров становится не покупка, а обмен

Изменение потребительской модели украинцев меняет и ландшафт интернет-рынка: место интернет-магазинов все плотнее занимают классифайды — доски объявлений и маркетплейсы, которые позволяют продавать и покупать б/у товары, а то и просто обмениваться вещами.

По итогам 2013 года в Украине было зафиксировано 19,3 млн интернет пользователей, из них 2,8 млн регулярно совершали покупки онлайн, свидетельствуют данные GfK. Сегмент интернет-аукционов и досок объявлений за 2013 год вырос на 74% по сравнению с 2012 годом, а вот интернет-магазины показали рост на 10% ниже — 65% за 2013 год.

В этом году интернет коммерция почувствовала на себе экономический кризис. Если раньше продажи интернет-магазинов ежегодно удваивались, а логистические компании отмечали рекордные отправки посылок, то относительно первого квартала 2014 года уже экс-директор «Укрпошти» Геннадий Вовк озвучил 30-%-ное проседание в деньгах. Спад продолжился и во втором квартале, когда на востоке Украины начались боевые действия, а гривня ускорила Google и Facebook, без рекламного Бартер возвращается

Экономический кризис подтолкнул новый тренд — все большую популярность приобретают не торговые, а обменные платформы. «Возможность получить что-то, не инвестируя деньги, становится все популярнее. Особенно сейчас, когда в Украине покупательная возможность граждан уменьшается, и вариант предоставить свои услуги или отдать ненужные вещи бесплатно и получить взамен то, что тебе нужно, становится новым трендом. Появляется желание не накапливать вещи, а правильно их использовать. «Дай вещам вторую жизнь» стал нашим основным месседжем», — рассказывает Наталия Завируха из «Плюшкина».

Пока «Плюшкин» работает исключительно как доска объявлений, без комиссий. Но, по словам основателей, когда сайт уже будет полностью доработан, они приступят к его монетизации — запустят внутреннюю валюту и введут премиум аккаунты для более комфортного пользования ресурсом.

«У нас люди обменивают исключительно вещи на вещи, и бывает очень сложно найти им эквивалент. Какую книжку, на какую чашку поменять? И мы хотим, чтобы они оценивали вещи в эквиваленте внутренней валюты. И обменивали их на вещи или на валюту. Если кому-то будет не хватать «плюшек», он сможет у нас их купить. Рекламную модель монетизации мы тоже рассматриваем, но только когда достигнем определенного количества посетителей», — продолжает Завируха.

Сейчас основная аудитория платформы — это женщины (55%). Хотя мужчины потихоньку тоже подтягиваются к обмену: в основном они выставляют электронику, компьютерную технику и запчасти. Возраст посетителей от 18 до 40 лет.

Загляни в свою «Шафу»

Другой вариант, как поступить с вещами, которыми ты уже не пользуешься, предлагают создатели ресурса «Шафа». «Когда год назад мы создавали ресурс, мы понимали, что рынок слегка ношенной и купленной, но никогда неношенной одежды никем фактически не занят. У каждой женщины в шкафу есть множество вещей, которые она давно не одевала, или даже никогда не одевала. И именно в этом заключается наша возможность», — рассказывает Антон Ермоленко маркетолог и один из основателей платформы по обмену ношенных вещей «Шафа».

Чтобы на начальном этапе привлечь пользователей, организаторы платформы сами отфотографировали и разместили свои вещи. Это важный момент — пользователи приходят только туда, где уже есть объявления. Сейчас в «Шафе» уже 21 000 вещей. «Интернет-магазин с такими параметрами мог бы уже считаться средним или даже крупным. Но для платформы это всего лишь старт», — говорит Ермоленко. По его словам первые инвестиции в проект составили $50 000. Размещение на сайте было бесплатное, расходов на рекламу — практически нет. Стартап находится в офисе ModnaKasta, поэтому за аренду не платит, и все текущие затраты сейчас — это только зарплата персонала.

По словам основателей, пока платформа денег не приносит — еще не достигла критической массы пользователей. «Этот бизнес сложнее, чем просто интернет-магазин. Нам надо привлечь людей с двух сторон — и продавца, и покупателя. У таких проектов как наш — специфический жизненный цикл. Можно провести аналогию: мы поднимаем камень в гору, и пока не достигнем «критической точки» — не начнем зарабатывать. Но когда камень начнет катиться вниз, можно придумать кучу разных способов монетизации».

Организаторы в будущем планируют внедрить платежную систему и брать с покупателей комиссию. Но сделать ее ниже, чем у конкурентов, т.е. меньше 10%. Также они расcматривают и вариант модели OLX.UA (Slando), когда деньги берутся за дополнительные услуги, например, вынос объявления в топ. Или сотрудничество с разными компаниями-продавцами. «Возможно, монетизация будет частичной и коснется только дорогих вещей — стоимостью от 400 гривен, возможно, мы предложим гарантию на дорогие вещи. Будем думать», — говорят в «Шафе» .

OLX как маркетмейкер

Самым успешным примером бизнеса на доске объявлений стала платформа OLX.UA, которая до недавнего ребрендинга носила название Slando. «Залог успеха в бизнесе классифайдов — не только довольный и лояльный покупатель, но и продавец, которому мы помогаем просто и быстро получить дополнительный заработок. Часто один и тот же человек может быть и продавцом, и покупателем. Таким образом, мы говорим о миллионах тех, кто покупает, и миллионах тех, кто продает. Продавец придет на OLX, если сервис предложит максимальное количество потенциальных покупателей, что позволит продать товар максимально быстро, не заморачиваясь с длительным процессом регистрации, онлайн платежами и т.п.», — рассказывает генеральный директор OLX в Украине, Казахстане и Беларуси Сергей Гапоченко. Успех очевиден: на сегодня украинская база площадки насчитывает более 8 млн объявлений и ежемесячно пополняется почти на 2 млн новых предложений. В среднем новое объявление публикуется каждые 2 секунды. Сайт входит в топ-10 самых популярных ресурсов среди украинцев по данным компании Gemius (Fusion панель, июль 2014). Каждый пятый интернет-пользователь из Украины посещает сайт минимум один раз в месяц.

«О доверии украинских пользователей к нашему сайту говорит тот факт, что OLX.ua вошел в ТОП-10 сайтов бесплатных объявлений мира по данным мировой онлайн системы сбора статистики SimilarWeb. Украинская доска объявлений стала в один ряд с такими гигантами категории, как craigslist.org (США), avito.ru (Россия), kijiji.ca (Канада), sahibinden.com (Турция) и даже обогнала представителей таких густонаселенных стран, как olx.com.br и bomnegocio.com (Бразилия), olx.in и quikr.com (Индия)», — говорит Сергей Гапоченко.

Площадка сегодня показывает самые высокие результаты посещаемости — более 4 млн. посетителей ежемесячно (компания Gemius, Fusion-панель, июнь 2014).

Совсем недавним громким событием в компании стал неожиданный ребрендинг — известное название Slando было заменено на OLX. В компании говорят, что это произошло согласно глобальной стратегии развития группы Naspers, куда входит с 2011 года украинский проект Slando. В апреле 2014 года площадки объявлений группы Naspers в Румынии, Болгарии, Казахстане, Беларуси, Венгрии и Польше поменяли свое название на OLX. С 15 сентября украинская площадка также присоединилась к международной сети OLX. Собственником компании продолжает оставаться группа Naspers.

По словам Сергея Гапоченко, главная задача компании в процессе и после ребрендинга — сохранить и приумножить все достижения проекта. Он продолжает: «Вхождение в международную сеть позволит украинской компании активно перенимать опыт успешных и динамично развивающихся сайтов из других стран группы. Это даст возможность предоставлять более качественный и удобный сервис: продавцы и покупатели смогут пользоваться лучшими достижениями и разработками проекта мирового уровня».
C изменением имени сама площадка, ее функционал и принцип работы не поменялись. Появилась версия сервиса на украинском языке. Особое внимание в компании уделяют развитию направления мобильных сервисов, так как видят основной тренд на площадке — стремительное увеличение доли мобильного пользования, как в части поиска товаров, так и публикации объявлений. В компании готовят и другие активности, но в детали пока не вдаются.

«Мы будем продолжать работать над посещаемостью ресурса под новым брендом. В планах — дальнейшее развитие культуры использования сервисов бесплатных объявлений среди украинцев, а также подтверждение своего статуса крупнейшей бесплатной онлайн-доски объявлений, удобной для каждого», — рассказывает Гапоченко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *