Перейти к содержанию

Украина — Македония: размышления после победы

ua Сборная Украины одержала вторую победу подряд в отборочном цикле на Евро-2016, переиграв во Львове Македонию.

Вот что я заметил во время просмотра матча:

1. Фоменко — гибкий тактик. Иногда. В матче против Беларуси Михаил Фоменко временами проявлял себя гибким тактиком и рисковым тренером, а иногда — ретроградом, действующим строго по шаблону. Причем, первое относилось прежде всего к заменам и перестраиванию игры по их результатам, а второе — к стартовому плану на игру. Сегодня все было наоборот. Фоменко вновь проявил типичную для всех учеников Валерия Васильевича Лобановского крайнюю нелюбовь к заменам и не усиливал центр поля, даже когда было видно, что Ротань, Сидорчук и Степаненко (да и вся сборная) просто смертельно устали, нарушают правила вблизи ворот (раз Трайковски и сейв Пятова) и дают бить издалека (два Трайковски и сейв Пятова). Выход Тимощука и Эдмара был поздним, слава Богу, не слишком поздним.

А вот что касается стартового плана — то уже в начале матча тренер предложил сопернику несколько интересных решений. Правда, выход Сидорчука в стартовом составе отлично просматривался по результатам предыдущего матча. Но это еще не все. В первом тайме два лидера сборной Украины получили диаметрально противоположные задания. Не секрет, что оба любят мяч и намного лучше действуют с ним, чем без него. Но если Евгению Коноплянке именно это и предписывалось, то у Ярмоленка была другая задача — а именно действовать без мяча, врываться в штрафную площадку аж до вратарской, частенько выходя практически на одну линию с единственным форвардом Романом Зозулей. Ясно, что при таком стиле игры от игрока требуется умение четко подойди к мячу и замыкать в одно касание. С этим у Ярмоленка большие проблемы, что тоже никак не является секретом. Было видно, что Андрей непривычен к такому стилю игры, и поэтому, хотя он очень хорошо двигался и не раз оказывался в непосредственной близости от мяча, как следует нанести удар у него не получалось. Это особенно проявилось ближе к концу первого тайма, когда вначале его опередил на долю секунды вратарь, а затем он крайне неудачно подставил голову в выгоднейшей позиции. Да и в эпизоде с голом Ярмоленко хотя и был там и внес сумятицу в ряды защитников соперника (так что его роль в этом голе немала), но действовал неуклюже. Во втором тайме Андрей вернулся к своей привычной игре с мячом на фланге.

2. Смена караула на флангах обороны. Фоменко на этой неделе очень интересно распределял обязанности между крайними защитниками сборной. В первом тайме он дает задание Шевчуку активнее поддерживать атаку, оставляя Федецкого в обороне, а во втором — уже Федецкому, ограничивая активность Шевчука. Правда, в Борисове Вячеслав кроме пары эпизодов ничем не отметился, а вот Артем во втором тайме очень часто прибегал помогать и получал много передач, правда, обычно тыкался в стену. Во львовском же матче Шевчук провел просто отличный первый тайм, используя движение Коноплянки и на скорости врываясь в свободные зоны на своем фланге. Он и сам пару раз опасно прострелил, но главное — оттягивал на себя дополнительные силы. С Евгением и так едва двое способны справиться, а еще и при наличии там же Шевчука нужного количества игроков для остановки обоих просто не находится. Федецкий же гораздо реже подключался в атаку, да и скоростных прорывов себе не позволял, удовлетворяясь банальным созданием численного преимущества. Во втором тайме мы наблюдали примерно ту же картину, что и в матче против Беларуси. Федецкий гораздо больше подключался по флангу, подходил к самой штрафной, пытался прорываться, комбинировал с партнерами и даже бил по воротам. А вот Шевчук снизил активность, хотя и его мы несколько раз видели, причем действовал он очень прилично. 3. Счастье птицы — в полете. Даже коноплянки. Хавбек «Днепра» в начале матча вновь много смещался в центр, с мячом и без. Правда в этот раз он находился не в сорока метрах от ворот, а в двадцати. Но все равно чувствовал себя неуютно, не знал что делать с мячом и банально бил по воротам. Но ему даже бить нельзя с места. Коноплянка хорош лишь в движении, он должен подходить к мячу, а не просто держать его. Стоя он не способен на многое. Рвануть с места на считанные метры — это не его. А в центре больше считанных метров не дают. Вот и играл Евгений через силу, передерживал мяч, пытался сам решить судьбу эпизода. И сборная выглядела медленной, предсказуемой и не лучше соперника. Но затем Коноплянка вернулся на фланг, получил простор и помощь Шевчука, поставил главной целью отдать пас — и стал лучшим игроком матча. 4. Сидорчук — минус в обороне и большущий плюс в атаке. В начале своей взрослой карьеры Сидорчук был типичным опорником-разрушителем, бесполезным в атаках и в интенсивных перепасовках. О том, в какого игрока превратил Сергея его тезка, «конструктор трансформеров» из киевского «Динамо», уже писали, в том числе и на этом сайте. Так что лишь скажу, что его появление на поле внесло кардинальные изменения и в игру сборной и просто устранило пустоту в районе 16-30 метров от ворот, зиявшую в борисовском матче. Дебютант стартового состава часто подключался в штрафную площадку или на ее линию, он одним из первых начинал прессинг при потере мяча, он одним из первых выбегал в контратаки. Заслуженный им гол стал квинтэссенцией его работы в этом матче.

Такие голы, на таком движении, забивал Ротань, когда был в своей лучшей форме. Пас пяткой во втором тайме стал лишь «официальным» подтверждением трансформации игрока. Показателен и эпизод, когда он, вроде бы опорник, сошелся в верховой дуэли с вратарем македонцев, при том, что в штрафной площадке больше не было ни одного игрока в желтом! Но, закон сохранения энергии не обманешь. Сергей не скоростной футболист и при таких глубоких подключениях часто просто не успевал возвращаться в оборону (а возможно, нередко не особо и старался). Он стал действовать и непривычно мягко в борьбе один в один. Вот перечень его действий на последних минутах первого тайма — фол на Абдурахими (и желтая карточка) в центре поля после того, как был неимоверно легко (!) пройден игроком «Локерена», затем потеря мяча (которым полностью владел) вблизи своего штрафного при подкате соперника, вылившаяся в опасный удар и угловой. А затем гол после быстрого подключения в штрафную. Покажи кому-нибудь этот перечень три месяца назад и спроси о ком речь, он назовет всех игроков полузащиты «Динамо» и сборной, прежде чем дойдет до Сидорчука. Надо сказать, в минуты, когда надо было сохранять добытое преимущество, когда македонцы перехватили инициативу, когда центр поля начал подседать — игра Сидорчука выглядела немного безответственной. Но скорее, мне самому нужно просто оставить мышление шаблонами и забыть о том, что Сидорчук опорник. Он БЫЛ опорником. Сейчас у него другое амплуа. 5. Яхович показал личный пример Зозуле. Если Фоменко ранее не видел, в какой плохой форме находится Зозуля, первая четверть этого матча должна была наконец-то все прояснить на контрасте. С одной стороны — Роман, совершенно не заметный, плохо выбирающий позицию, плохо двигающийся, пытающийся лишь выпросить пенальти. С другой стороны — Адис Яхович, с головой (в прямом и переносном смысле) бросающийся в верховые дуэли, постоянно прессингующий, стелющийся в подкатах, постоянно открывающийся и ищущий своих партнеров. Надо сказать, что Яхович не только слабо играет ногами, но и его удар головой оставляет желать лучшего. Но самое главное, что он это знает и поэтому пытается действовать соответствующе — не бить из любого положения, а искать партнера. Ногой ли, головой — не важно. В этом матче он обычно пытался, выиграв верховую дуэль, скинуть мяч в сторону, и несколько раз получалось очень неплохо. Но партнеры, видимо, плохо знакомы с этим аспектом его игры и не врывались в штрафную для поддержки. Похоже, что Зозуля увидел такую игру Яховича и «внял». Поэтому во второй половине первого тайма он уже начал играть в пас в одно касание (самая красивая атака тайма), начал много двигаться как вперед, так и назад и «вдруг» оказалось, что Зозуля на поле и он опасен.

В начале второго тайма Роман продолжил так играть, продолжал часто появляться на экранах и заработал пенальти (именно заработал, а не выпросил, благодаря своей динамике движения, а не падению на ровном месте), чуть не заработал еще один и создал момент Ярмоленку, который с хорошей позиции пробил прямо в руки вратарю. В то же время Яхович совершенно выпал из игры. Видимо, также впечатлился личным примером Романа первой четверти матча. И кстати, и в этот раз украинец последовал примеру македонца и вскоре вновь «ушел в астрал» аж до замены. 6. Не знаю, как насчет всего мира, но футбол точно стал театром. Неужели не пришло время просто играть в футбол? Такое впечатление, что на тренировках отрабатывают не только создание искусственного офсайда, но и синхронное вскидывание рук, призванное сигнализировать арбитру о таковом. Зозуля в первом тайме падает на ровном месте, выпрашивая пенальти, затем падает еще два раза во втором тайме для той же цели (и один раз получается). Кстати, похоже, что на тренировках отрабатывают не только вскидывание рук, но и как артистично хвататься за голову при упущенном моменте. Да, на камеру это выглядит «козырно», но не лучше ли мгновенно встать и побежать за мячом, который отскочил не очень далеко, особенно при том, что твоя зона свободна, и, подхватив мяч, ты можешь выйти на одного лишь вратаря. А, Ярмоленко? Не лучше ли попробовать забить, чем хвататься за голову еще до того, как вратарь, опередивший тебя, дотронется до мяча? 7. Файер два раза в одну воронку падает Я понимаю, что во Львове очень скучали за большим футболом и что там очень любят смотреть футбол и болеть. Но второй подряд международный матч и второй подряд файер на поле? И с одной и той же трибуны? Неужели не понятно, что такое поведение может оставить стадион (и город) без футбола? Недостаточно, что не хватает стадионов для наших полпредов в Еврокубках и сборной? Вы еще хотите их пустыми оставить? Или вообще, чтоб игры перенесли за пределы страны? УЕФА и так смотрит на нас через микроскоп и только и ждет таких вещей, чтобы закрыть стадионы. Особенно после последних баннеров против УЕФА. Фото — UEFA.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *