Как меняли тарифную политику в коммунальном хозяйстве Европы

отопление Первые платежки за отопление с большой вероятностью вызовут у украинцев волну негодования — в 2014-м государство повысило тарифы на коммунальные услуги.

Украинцы летом текущего года пережили не самые приятные моменты, обнаружив в почтовых ящиках новые счета за коммунальные услуги. Виной — рост цен на газ и электроэнергию, который составил от 10% до 40% в зависимости от категории потребления. Особых нареканий не возникло, и в планах правительства — продолжение повышения стоимости этих услуг и доведение их цены до европейского уровня, а также ликвидация системы перекрестного субсидирования, когда промышленность фактически платит за потребление населением, и выделение адресных субсидий малоимущим.

Собственно, Украина не одинока в своих тарифных мытарствах. В разных странах Центрально-Восточной Европы в 90-х годах были приняты за основу различные модели либерализации энергетических рынков и, соответственно, цены для домохозяйств поднимались там по-разному.

В одних странах (например, Польша, страны Прибалтики) имела место «шоковая терапия», которая сопровождалась очень резким переходом от системы субсидированных цен, когда население платило заниженные (субсидированные) цены на энергоносители, к рыночному ценообразованию, которое предусматривает рост цен до уровня возмещения всех расходов на приобретение и доставку энергии в доме людей. В результате — резкое увеличение цен в течение нескольких лет и рост нагрузки на бюджеты домохозяйств. Похожий этап сейчас переживает и наше государство. Другие страны (например, Венгрия и Словакия) долгое время не решались отойти от практики субсидирования цен на энергоносители для населения, и поэтому рост цен там был весьма умеренным, но после 2005-2006 года все же усилился.

Резонно предположить, что домохозяйства стран, ведущих тарифную политику «на повышение», начали снижать расход энергии, переходя на новые технологии и экономя за счет использования новых решений. Но не везде такая схема сработала — некоторые страны оказались неспособны предложить населению целевые кредитные программы на финансирование энергосберегающих мероприятий. Эксперты отмечают — наличие фактора государства в деле внедрения энергоэффективности является ключевым. Дело в том, что без существования специализированных программ государственной поддержки таких мероприятий, население не в состоянии самостоятельно их реализовать из-за нехватки средств, знаний, как это делать и т.д., даже если на домохозяйства давят высокие цены. Статистика свидетельствует, что даже реальный рост доходов населения не смог компенсировать рост затрат на энергоносители, при условии, что население не сокращает потребление.

В результате, в одних странах, где такие программы были эффективно воплощены в жизнь (например, Польша, Чехия, страны Прибалтики) населения смогло сократить потребление энергии весьма существенно, тогда как другие страны (Словакия, Венгрия) даже после роста цен в середине 2000-х продемонстрировали низкие темпы сокращения энергопотребления в секторе домохозяйств.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *